Чи вважаєте Ви за доцільне створення Асоціації Університетів України ?
 
Observ
eua
1.2. ОБҐРУНТУВАННЯ СТВОРЕННЯ МОСКОВСЬКОГО ФІЗИКО-ТЕХНІЧНОГО ІНСТИТУТУ PDF Друк Написати листа

Председателю Совета Народных Комиссаров СССР тов. И.В. СТАЛИНУ

Товарищ Сталин!

Для развития новаторских идей, роста новой техники и внедрения ее решающую роль играют научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. Пополнение этих учреждений кадрами молодых научных работников является первым условием их здорового роста. Это условие сейчас осуществляется плохо. Причина этого в том, что подготовка и воспитание этих кадров неудовлетворительны. Жизнь показывает, что подготовка творческих научных кадров может производиться только в тесной связи с ведущими научными работниками и научно-исследовательскими институтами.

За границей ведущие вузы и университеты (Кэмбридж, Оксфорд, Сорбонна, Йель, Харвард, Пассадена и другие) органически связаны с ведущими научными учреждениями. У нас сейчас задачи вузов и университетов чересчур широки; они подготавливают специалистов – инженеров и педагогов – в массовом порядке, и тот индивидуальный и тщательный подход к воспитанию, который требуется для подготовки научных работников, не под силу этим учебным заведениям. На кафедрах, привлекающих большое количество педагогов с большой их загрузкой, подобрался народ, более склонный к педагогической деятельности, чем к творческой научной работе. Поэтому, даже при желании, они не могут развивать творческие задатки в студентах. Только в том случае, когда органическая связь между научными и учебными учреждениями сохранилась, как, например, в случае сочетания Ленинградского физико-технического института и физико-механического факультета Политехнического института, подготовка научных кадров оказывалась на большой высоте. Лучшие наши физики-инженеры как раз и были созданы на базе научной школы академика Иоффе.

Неудовлетворительность существующего положения чувствуется настолько остро, что ряд директоров ведущих научных институтов Москвы счел жизненно необходимым для дальнейшего роста и развития своих институтов предпринять шаги для подготовки кадров своими силами. К числу этих научных институтов относятся: ЦАГИ, Физический институт Академии наук СССР, Институт физических проблем, Институт химической физики, Лаборатории № 2 и № 3. После ряда обсуждений этого вопроса был разработан план создания высшей физико-технической школы с широким использованием научных кадров и оборудования этих институтов. Проект соответствующего постановления, разработанный Комитетом по делам высшей школы, направлен в Совет Народных Комиссаров СССР.

Он зиждется на четырех основных идеях: 1) тщательном отборе наиболее одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи; 2) непосредственном участии в обучении ведущих научных работников и тесном контакте с ними в их творческой обстановке; 3) индивидуальном подходе к отдельным студентам с целью развития их творческих задатков при отсутствии имеющейся сейчас в вузах перегрузки второстепенными предметами по общей программе и механического заучивания (следствие необходимости массового обучения); 4) введении воспитания с первых же шагов в атмосфере технических исследований и конструктивного творчества с использованием для этого лучших лабораторий страны.

Конечно, такой институт может быть создан только на базе научно-исследовательских институтов и только для небольшого числа хорошо отобранных учащихся.

Осуществление такого института требует весьма ограниченных затрат и, в основном, ляжет нагрузкой на исследовательские институты, которые охотно берут ее на себя, так как она является жизненно необходимой для их дальнейшего существования. Такой институт в значительной мере пополнит пробел в системе нашего высшего образования.

Ваш П. Капица.

Копія листа П.Л. Капіци до Й.В. Сталіна як обґрунтування доцільності об’єднання навчання і наукової діяльності [Щука А.А. Физтех и физтехи. Издание 1: Учебное пособие. – Москва: Издательство «Вестник ВВЦ», 1996. – 328 с. – с. 56].