2.2.8. ЛИССАБОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ: УНИВЕРСИТЕТЫ ЕВРОПЫ ПОСЛЕ 2010 ГОДА: МНОГООБРАЗИЕ ПРИ ЕДИНСТВЕ ЦЕЛЕЙ Друк

I. Вступительная часть

Европе – сильные университеты: Со времен их создания более 800 лет назад, европейские университеты играли ведущую роль в проведении научных исследований, способствовали формированию цивилизованного и толерантного общества, и готовили молодежь к выполнению ее роли в обществе и экономике. В настоящее время Европа ожидает от своих университетов активизации их роли, призванной помочь гражданскому обществу справиться с вызовами XXI века. Изменение климата, энергетические проблемы, рост продолжительности жизни, ускорение технологического прогресса, повышение глобальной взаимозависимости и ширящееся экономическое неравенство как внутри Европы, так и между Европой и другими континентами – все эти процессы требуют изучения, проведения фундаментальных исследований, а также технологических и социальных инноваций, направленных на решение проблем по мере их возникновения и обеспечение успешного экономического развития в сочетании с социальной стабильностью в различных обществах. Европейские университеты, также отличающиеся многообразием, готовы совместно решать данные проблемы.

Университеты и Общество, основанное на знаниях: Ключевой задачей университетов является подготовка населения стран Европы – как молодого, так и пожилого – к выполнению его роли в Обществе, основанном на знаниях, в котором экономическое, социальное и культурное развитие главным образом зависит от разработки и распространения знаний и умений. Современные общества, в значительно большей степени чем аграрные и промышленные общества прошлых столетий, зависят от применения знаний, высокоуровневых умений, деловой хватки, а также использования коммуникаций и информационных технологий. Именно в развитии этих умений преуспевают европейские университеты, как через предметное образование, так и через профессиональную подготовку, основанные на результатах фундаментальных исследований, которым отводится особая роль в университетской системе. Таким образом, университеты с готовностью ожидают выполнения ими стержневой роли в выполнении новаторских задач, поставленных в «Лиссабонской повестке дня», в частности, через свое активное участие в Европейском пространстве высшего образования и Европейском пространстве научных исследований.

Диверсифицированная система университетского образования: Университеты признают, что переход от элитарной к массовой системе высшего образования предполагает наличие университетов различной направленности и специализации. Для этого необходима система учебных заведений с высокодиверсифицированными структурами, при одинаковом уважении целей и задач каждого из них. Учебные заведения будут все более активно предлагать разноплановые учебные программы, направленные на приобретение выпускниками расширяющегося спектра специальностей, позволяющих в том числе переходить из одного учебного заведения в другое, и будут развивать научно-исследовательскую, инновационную деятельность и деятельность по передаче знаний, в соответствии со своими утвержденными миссиями.

Фундаментальная важность автономности университетов: Способность университетов адаптироваться и проявлять гибкость, необходимую для реагирования как на происходящие в обществе изменения, так и на изменения спроса, напрямую зависит от предоставления им более существенной автономии и надлежащего финансирования, то есть необходимой свободы действий для определения ими своего места в системе. Многообразие отнюдь не вступает в противоречие с общей целью обеспечения вклада в развитие Европы; оно лишь предполагает самостоятельное определение и преследование своих целей каждым университетом в отдельности, в то время как все вместе они будут работать над удовлетворением потребностей как отдельных стран, так и Европы в целом. Автономность предполагает контроль как над основными средствами, такими как имущество и недвижимость, так и над персоналом; она также подразумевает готовность к подотчетности как перед внутренним университетским сообществом – персоналом и студентами, так и перед обществом в целом.

Университеты и интеграционное общество: Европейские университеты признают свою ответственность перед широкой общественностью за содействие социальному равенству и развитию интеграционного общества. Они предпринимают большие усилия по расширению социально-экономического состава своих студенческих сообществ; они проявляют приверженность принципам обеспечения доступа и предоставления возможности успешного поступления всем тем, кто обладает необходимыми знаниями и может получить преимущества от получения высшего образования. Для успешного решения данной задачи необходимы партнерские отношения с правительствами и другими участниками образовательной системы.

II. Строительство Европейского пространства высшего образования

Сосредоточенность на решении ключевых задач: Университеты полностью привержены делу строительства Европейского пространства высшего образования, что находит свое отражение в ошеломляющем успехе быстрого внедрения трехцикловой модели образования во всей Европе. В то же время, из доклада ЕАУ «Тенденции V» видно, что один из парадоксальных аспектов реформы в рамках Болонского процесса заключается в том, что несмотря на поставленную перед университетами основную задачу решать общественные проблемы, до настоящего времени и сам по себе диалог с обществом не поддерживался на достаточном уровне. Таким образом, параллельно с улучшением понимания и повышением эффективности использования различных инструментов, университетам и правительствам необходимо придать новый импульс своей работе по решению общих задач реформирования, с тем чтобы более высокая инициативность студентов, профессиональная подготовленность к рынку труда, мобильность, привлекательность и социальная интеграция стали воистину неотъемлемыми элементами формирующегося Европейского пространства высшего образования.

Повышение сфокусированности на студентах: Университеты понимают, что для эффективного перехода к обучению, сфокусированному на студентах требуются дополнительные усилия. Сюда входит не только поощрение использования учебных результатов и четкое разъяснение студентам ожидаемых от них знаний и умений, но также и стимулирование критического мышления и активного участия студентов. Особые усилия необходимо предпринять для мотивирования и подготовки профессорско-преподавательского состава для работы в условиях данной системы, сфокусированной на студентах. Студентов и их представителей необходимо привлекать к проработке последствий применения данных новых подходов.

Европейская система переводных зачетных единиц (ECTS): В докладе ЕАУ «Тенденции V» подчеркивается эффективная роль ECTS в структурировании учебных процессов, при условии ее правильного применения на основе учебных результатов и учебной нагрузки студентов. Система перезачета является основой доверительных отношений как внутри, так и между отдельными учебными заведениями, циклами и предметами, подкрепляя, таким образом, гибкую и многостороннюю мобильность, являющуюся ключевой задачей Болонского процесса. Университеты настойчиво призывают Европейскую комиссию задействовать достижения ECTS в процессе дальнейшей разработки предложений по развитию Системы переводных зачетных единиц в сфере профессионального образования и подготовки (ECVET). Необходимо предпринять все возможные усилия для предотвращения появления двух отдельных систем перезачета в рамках одной стратегии непрерывного пожизненного обучения. Университеты желают занять ведущую роль в дальнейшей разработке системы ECTS. ЕАУ будет проводить соответствующую работу в рамках своей неизменной поддержки усилий университетов по реализации предусмотренных Болонским процессом реформ, через разработку «Руководства по Болонскому процессу» и организацию профильных семинаров и других мероприятий. Как показывают приведенные в докладе «Тенденции V» результаты, на реализацию данного процесса потребуется время.

Создание благоприятной учебной атмосферы: Понимая важность корректировки методик преподавания и учебных процессов с учетом потребностей все более многообразной студенческой базы, университеты, в партнерстве с правительствами, будут стремиться к предоставлению всем студентам доступа к высококачественным службам поддержки студенчества – в частности, к ориентационно-консультационным услугам. Для выполнения этих задач требуется приверженность данной стратегии со стороны учебных заведений на самом высоком их уровне, а также финансовая поддержка правительств для обеспечения более широкого доступа.

Профессиональная подготовленность к рынку труда: Университеты признают необходимость дополнительных усилий для информирования работодателей о проводимой огромной работе по реформированию учебных программ. Они будут стремиться к поддержанию более последовательного диалога с работодателями, предоставлению более полной информации о квалификациях и учебных результатах своих выпускников, а также внедрению системы мониторинга трудоустройства выпускников. Совместно с государственными и/или частными организациями они займутся решением вопроса о предложении своим студентам более систематизированных услуг профессиональной ориентации. Как учебные заведения, так и правительства должны перевести свою приверженность данной общепринятой политике в практическое русло. Университеты призывают правительства реорганизовать свои собственные структуры по найму госслужащих, с учетом новой системы учебных степеней. Этот вопрос уже поднимался в докладе «Тенденции IV», но на сегодняшний день он остается нерешенным.

Пожизненное образование: Университеты понимают настоятельную необходимость превращения в предстоящие годы концепции пожизненного образования в реальность, от непрерывного образования и профессиональной подготовки высококвалифицированных выпускников, до первоначального образования представителей малообеспеченных слоев населения. Как показывает опыт, участие в программах пожизненного образования создает весьма интересные возможности в области укрепления партнерских отношений на местах, диверсификации финансирования и решения проблем регионального развития. Болонские инструменты, в частности документ «Общая структура степеней на Европейском пространстве высшего образования», принятый министрами образования в Бергене, дают возможность предложения более разнообразных учебных планов и поддерживают разработку систем, обеспечивающих признание полученного ранее неформального образования или обучения на рабочем месте. В своих предложениях по «Общей структуре степеней на Европейском пространстве высшего образования», ЕАУ настойчиво призывает Европейскую комиссию не допустить разработки двух параллельных структур степеней, применимых к системе высшего образования, так как это приведет к возникновению проблем в процессе внедрения структуры на национальном уровне, а также дезориентирует участников процесса на местах. ЕАУ также призывает Европейскую комиссию активно привлекать университеты к разработке политики в области пожизненного образования. Этот вопрос исключительно важен как для сферы высшего образования, так и для сферы профессиональной подготовки, и, следовательно, требует разработки инициатив, являющихся совместимыми и последовательными.

III. Интернационализация Европейского пространства высшего образования

Интернационализация и «Болонский фирменный знак»: Болонский процесс – один из наиболее успешных европейских проектов. За ним с большим вниманием следят во всем мире и он становится своего рода «фирменным знаком» Европы. Болонские реформы повышают привлекательность европейской системы высшего образования, так как в их основе лежит определенная философия и методология, а также использование открытых и прозрачных инструментов, таких как Европейская система переводных зачетных единиц. Эти принципы характеризуются эффективной применимостью на международном уровне, так как они заключают в себе общее понимание высшего образования как общественного достояния и ставят во главу угла академические ценности, лежащие в основе высшего образования.

Стратегии учебных заведений в области интернационализации: Университеты являются основной движущей силой разработки структур и стратегий международного сотрудничества, а также обменов на институциональном, национальном и европейском уровнях. Они все активнее разрабатывают структуры и стратегии, охватывающие как научно-исследовательскую, так и преподавательскую деятельность, стремятся к обеспечению баланса между сотрудничеством и конкуренцией, направляя свои усилия на конкретные географические регионы. Особая роль в развитии интернационализации на институциональном уровне отводится сектору последующего образования выпускников учебных заведений.

Дальнейшее развитие интернационализации: Европейские университеты полны решимости сделать Европу наиболее привлекательным регионом для студентов и преподавателей. ЕАУ продолжит работу в этой области путем: популяризации и разъяснения Болонского процесса международным партнерам; участия в обсуждении соответствующей политики на европейском уровне; а также, совместно с Национальными конференциями ректоров, путем развития диалога с ассоциациями участников систем высшего образования в разных регионах мира, залагая, таким образом, прочную основу долгосрочному партнерству и сотрудничеству. Через систему ЕАУ университетам необходимо разработать кодекс поведения для международного сотрудничества и обменов на Европейском пространстве высшего образования. Университеты призывают Европейскую комиссию и национальные правительства поддержать данный процесс интернационализации путем разработки гибких инструментов финансирования, позволяющих учебным заведениям реализовывать долгосрочные международные стратегии, а также принять меры для повышения мобильности студентов и преподавателей. В частности, университеты призывают национальные власти внести изменения в иммиграционные законы и визовые режимы, в целях успешной реализации данных стратегий. Активное участие международных партнеров в данном диалоге также будет играть важную роль в достижении поставленных задач.

IV. Содействие научно-исследовательской и инновационной деятельности

Связь высшего образования и научно-исследовательской деятельности: Образование всех уровней, основывающееся на научных исследованиях, является одной из наиболее сильных сторон Европы и европейских университетов. Учебные заведения, предлагающие образование на основе научных исследований, должны обеспечить интеграцию и развитие научно-исследовательской составляющей на всех циклах, позволяя студентам приобретать опыт научно-исследо-вательской работы и поощряя интерес к ней как к возможной будущей профессии. Это также применимо и к приобретению широкого спектра переносимых навыков, которое должно обеспечиваться не только на докторском уровне, но и в учебных программах на всех других уровнях, что позволит взрастить новое поколение лидеров, способных к многостороннему мышлению и реагированию на потребности быстро меняющихся рынков труда.

Внедрение высококачественных докторских программ в университетах: В Зальцбурге в феврале 2005 года ЕАУ приняла 10 основополагающих принципов докторских программ. Эти принципы определили рамки последовавших затем обсуждений докторских программ в Европе, а также получили свое развитие в докладе, подготовленном к предстоящему министерскому заседанию по обсуждению Болонского процесса в Лондоне. В докладе вновь подчеркивается важность сохранения оригинальных научных исследований как ключевого компонента всех докторантур. На основе представленных в докладе результатов, ЕАУ разработает постоянно действующие рамки для дальнейшего развития, сотрудничества и обмена передовой практикой между докторантурами и факультетами европейских университетов. Учитывая то, что привлекательность будущей карьеры в области научных исследований главным образом определяется на этапе получения докторской степени, университетам необходимо активно вести совместную работу с национальными исследовательскими советами и другими финансирующими организациями (включая Европейскую комиссию), с целью улучшения условий финансирования докторантур и кандидатов на получение докторских степеней, а также их будущих карьер в качестве научно-исследовательских работников как в образовательном секторе, так и в других секторах.

Разработка институциональных стратегий в области научных исследований: Приветствуя создание Европейского исследовательского совета, университеты продолжат планомерную работу по дальнейшему совершенствованию своих институциональных научно-исследовательских стратегий, с целью внедрения механизмов стратегического управления. Данные механизмы позволят свести воедино научно-исследовательский опыт в рамках каждого университета и внедрить рабочие процессы, которые позволят максимально полно воспользоваться возможностями, предусмотренными европейскими и национальными программами финансирования научных исследований (основными источниками внешнего финансирования научно-исследовательской деятельности университетов). В то время как личный талант имеет стержневое значение для исследовательского процесса, коллективная работа по направлениям, в которых преуспевает отдельный университет, а также оптимизация развития и использования научно-исследовательской инфраструктуры также имеют ключевое значение для достижения успеха. Растущая стоимость научных исследований (включая научную инфраструктуру) повысит необходимость определения приоритетных направлений работы.

Содействие развитию инновационного потенциала: Университеты будут все более активно стремиться к повышению эффективности своей научно-исследовательской деятельности и укреплению инновационного потенциала путем развития связей с внешними партнерами, профессионализации процессов передачи знаний и достижения синергий между региональными, национальными и европейскими инициативами в области научно-исследовательской политики. Тенденция создания университетами и их партнерами консорциумов и объединения в группы по определенным направлениям научных исследований получит свое дальнейшее развитие как один из стержневых элементов инновационного процесса, в том числе на региональном уровне. Со своей стороны, ЕАУ продолжит работу по популяризации идеи о необходимости обеспечения более тесной связи между 7-ой Рамочной программой научных исследований и технологического развития ЕС, национальных программ финансирования научных исследований, Европейскими структурными фондами поддержки научных исследований и инноваций, и создания соответствующей инфраструктуры. Совместно с членами своих Национальных конференций ректоров, ЕАУ будет стремиться к привлечению региональных партнеров к работе над достижением поставленной цели по увеличению объема финансирования научно-исследовательской и инновационной деятельности из Европейских структурных фондов.

Сотрудничество «универистет-предприятие»: Уже на протяжении многих лет университеты ведут активное и успешное сотрудничество с деловыми предприятиями, при этом данная положительная практика заложила основу разработке получивших широкое признание «Принципов ответственных партнерских отношений». Сотрудничество университетов и бизнеса известно как «Совместная инновационная деятельность», в рамках которой передача знаний рассматривается как ключевая задача университетов. ЕАУ будет и далее работать над повышением эффективности диалога между университетами и бизнесом, в том числе, например, в рамках докторантур, а также будет оказывать содействие в работе над созданием предложенного ЕС Европейского института технологий (EIT).

Учет затрат на научно-исследовательскую деятельность: Университеты неуклонно движутся в направлении полного учета затрат на свою научно-исследовательскую деятельность, и в этой связи ожидают от европейских и национальных агентств и программ финансирования научных исследований полной поддержки по оплате расходов по договорам и грантам на научные исследования. В развитие успеха своих усилий по улучшению условий оплаты непрямых расходов на научные исследования, заложенных в новую модель затрат на удовлетворяющие соответствующим критериям научные исследования, являющуюся частью 7-ой Рамочной программы научных исследований и технологического развития ЕС, ЕАУ, при содействии своих членов, будет отслеживать динамику внедрения данной модели в период до проведения среднесрочного анализа в 2010 году.

Создание более гибких законодательных и регуляторных условий: При содействии членов своих Национальных конференций ректоров, ЕАУ проведет обсуждение с национальными правительствами необходимости создания более гибких и благоприятных законодательных и регуляторных условий (касающихся оплаты труда, права перевода пенсионного обеспечения и т.д.) для научно-исследовательских сотрудников университетов. Решение этого вопроса необходимо, если Европа действительно желает воспользоваться преимуществами от новых возможностей, создаваемых, в частности, схемами финансирования Европейским исследовательским советом.

Открытый доступ: Через свою Рабочую группу по открытому доступу, университеты и ЕАУ будут и далее работать над реализацией принципов «открытого доступа» применительно к распространению результатов научных исследований. Университеты желают сохранить свою роль и ответственность перед обществом как «храни-телей» результатов научных исследований, являющихся общественным достоянием, и продолжат развитие диалога «университет-общество» через оптимальное использование преимуществ цифровых технологий.

V. Качество

Процессы, направленные на повышение качества и миссии учебных заведений: Для создания институциональной среды, являющейся благоприятной для творческой работы, развития знаний и инноваций, качественные процессы должны поощрять культуру принятия рисков и развивать веру в успех, в отличие от ожидания неудачи. Университеты вновь подтверждают свою приверженность непрерывному повышению качества и совершенствованию всех аспектов своих институциональных миссий. Институциональные процессы, направленные на повышение качества должны основываться и адекватно отражать ценности и задачи учебного заведения. Внешние и внутренние системы контроля качества должны принимать данные аспекты за отправную точку при проведении своих оценок.

Связь с внешней подотчетностью: Университеты полностью осознают свои обязанности, вытекающие из их приверженности качеству; они признают важность дополнения внутренней культуры качества механизмами внешней подотчетности. Внешние механизмы контроля качества должны быть связаны с внутренними процессами, но не должны дублировать их. Это обеспечит их широкое признание в рамках университета, создаст синергитический эффект и минимизирует канцелярскую работу. Для выполнения данной задачи учебные

заведения должны играть активную роль (через участие в своих конференциях ректоров и диалог с правительствами и агентствами по контролю качества) в разработке систем внешней подотчетности, соответствующих их внутренним механизмам контроля качества.

Контроль качества на европейском уровне: Механизмы контроля качества на европейском уровне должны разрабатываться аналогичным образом, с привлечением к работе учебных заведений, студентов, агентств по контролю качества и правительств. Внесенное предложение о выделении ведущей роли в этой области агентствам, включенным в Европейский регистр агентств по контролю качества, на основе партнерских отношений с различными участниками, обеспечивающих систему сдержек и противовесов, заложит основу взаимного доверия и прозрачности, и, как следствие, повысит привлекательность Европейского пространства высшего образования. Университеты призывают министров принять предложения, разработанные в течение последних двух лет «Группой Четырех», включающей Европейскую ассоциацию по контролю качества высшего образования (ENQA), Европейскую ассоциацию национальных студенческих союзов (ESIB), Европейскую ассоциацию университетов (EUA) и Европейскую ассоциацию высших учебных заведений (EURASHE), продемонстрировав, таким образом, доверие к ответственным партнерским отношениям между участниками процесса, лежащим в основе данных предложений.

VI. Автономность и финансирование

Автономность: Университеты призывают правительства одобрить принципы автономности учебных заведений, подкрепляющие их различные миссии, в том числе принципы академической автономии (учебные планы, программы и научные исследования), финансовой автономии (выделение бюджета единой суммой), организационной автономии (организационная структура университетов) и автономии в области кадровой политики (наем, заработная плата и продвижение по службе). Автономность должна быть подкреплена надлежащим уровнем государственного финансирования, а также должна обеспечивать возможность стратегического независимого управления университетами своими финансовыми поступлениями из государственных и частных источников, включая дары и пожертвования филантропов, компаний, выпускников и студентов. Университеты призывают правительства проводить оценку достигнутых результатов как в области автономии, так и в области финансирования университетов на основе соответствующих установленных плановых показателей. Университеты будут стремиться к укреплению своей ведущей роли в данных процессах и повышению профессионализма управления.

Увеличение и диверсификация финансовых потоков: ЕАУ сохраняет свою приверженность выявлению дополнительных источников финансирования университетов и популяризации механизмов управления, обеспечивающих оптимальный уровень прозрачности финансовых операций. Данные, собранные рабочей группой ЕАУ по финансированию говорят об исключительном многообразии применяемых в Европе механизмов государственного финансирования. Между ними существуют огромные различия в плане объемов, юридической базы, методологии, политической подоплеки и степени контроля бюджета учебных заведений со стороны центральных властей. ЕАУ продолжит изучение ситуации до тех пор, пока не станет возможным достоверное описание положения европейских университетов на основе согласованной модели, а также разработка общей методологии расчета затрат. Для этого требуется более обширная инвентаризация существующих моделей государственного финансирования, соответствующих юридических и финансовых условий, а также имеющихся дополнительных источников поступлений; данный вопрос имеет непосредственное отношение к ключевым аспектам как Болонского процесса, включая социальное измерение (доступ, объективность при оказании финансовой помощи студентам, и доступность), международное измерение (привлекательность и конкурентноспособность) и мобильность (перенос финансовой помощи), так и Лиссабонской стратегии. ЕАУ поддерживает поставленную Европейской комиссией цель по увеличению в предстоящее десятилетие ассигнований на высшее образование по меньшей мере до 2% от ВВП, и призывает всех партнеров к совместной работе над достижением этой цели.

Привлечение частных средств для оплаты затрат системы высшего образования: ЕАУ призывает правительства вновь подтвердить статус системы высшего образования как общественного достояния. Однако, в контексте финансирования университетов и в ответ на растущую численность студентов и высокую затратность поддержания высочайших стандартов качества в условиях глобализации, ЕАУ будет и далее активно участвовать в обсуждении партнерств между государственным и частным секторами в области финансирования высшего образования, и, в частности, вопроса платы за обучение. Так,

пожизненное образование требует наличия гораздо более гибких моделей финансирования, чем использовавшиеся в старых системах модели, разработанные для удовлетворения потребностей традиционных очных студентов. Поэтому ЕАУ, совместно со своими членами, изучит существующие политические возможности для привлечения частных лиц (студентов или выпускников) к оплате расходов системы высшего образования, с учетом национальных особенностей.

VII. Заключение

Европе – сильные университеты: Европейские университеты являются движущей силой процесса строительства Европы знаний. Они принимают на себя возникающие в связи с выполнением этой роли обязательства, а в ответ просят правительства и гражданское общество в целом в свою очередь признать их ответственность за предоставление университетам возможности получать ресурсы, позволяющие им выполнять поставленные перед ними задачи не только на адекватном, но на отличном качественном уровне, и быть конкурентноспособными по отношению к системам высшего образования на других континентах. Не только Европа, но и весь мир становится «Обществом знаний», в связи с чем Лиссабонская стратегия, процессы создания Европейского пространства высшего образования и Европейского пространства научных исследований, а также усилия национальных правительств будут требовать постоянной корректировки с учетом возникающих в этой связи вызовов. Мы наблюдаем исключительно интересный период в жизни университетов, вносящих свой вклад в инновации через преподавание и обучение, научные исследования и передачу знаний. Европейские университеты приветствуют предоставленную им в этой связи возможность содействия в формировании будущего Европы.

Брюссель, 13 апреля 2007 г.