Высшее образование: от госконтроля — к самоуправлению Print

Асоціація постійно бере участь у обговореннях та направляє рекомендації Міністерства освіти і науки, Верховної Ради та Кабінету Міністрів України щодо оновлення законодавчої бази України у сфері університетської системи освіти у контексті проблеми «академічні свободи, університетська автономія, наука і освіта для сталого розвитку». Зокрема були направлені пропозиції щодо проекту Закону України «Про вищу освіту», проекту постанови Кабінету Міністрів України «Про затвердження Порядку присудження наукових ступенів і присвоєння вченого звання старшого наукового співробітника».

 

Реформа системы образования, в том числе высшего, является одной из составляющих Программы экономических реформ на 2010—2014 гг. «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», которая была принята 2 июня 2010 г. на заседании комитета по экономическим реформам, созданного согласно указу президента Украины (№ 273 от 26 февраля 2010 г.). Основная цель реформы — повышение качества образовательной деятельности высших учебных заведений и, как результат, — повышение качества полученного в них образования.

 

 

Следует отметить, что причины, направления, принципы и конкретные пути „коренного реформирования“ сферы образования, в том числе высшего, отражены также в государственной программе „Образование“ („Украина XXI век“), одобренной I съездом педагогических работников Украины и утвержденной постановлением Кабинета министров Украины от 03.11.1993 г. №896. Содержание этого документа и на сегодняшний день остается актуальным.

 

 

„Высшее образование требует глубокого системного реформирования... Направления реформирования высшего образования должны адекватно учитывать процессы реформирования рыночных отношений“ — отмечено в указе президента Украины №832/95 от 12.09.1995 г. „Об основных направлениях реформирования высшего образования в Украине“.

 

 

О необходимости реформирования высшего образования также свидетельствуют следующие документы:

 

 

1) Национальная доктрина развития образования, утвержденная указом президента Украины от 17.04.2002 г.

 

№347/2002;

 

 

2) Программа действий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего образования и науки Украины, утвержденная приказом Министерства образования и науки Украины от 23.01.2004 г. №49;

 

 

3) Указ президента Украины от 17.02.2004 г. №199/2004 „О мерах по усовершенствованию системы высшего образования Украины“;

 

 

4) Государственная программа развития высшего образования на 2005—2007 годы, утвержденная постановлением Кабинета министров Украины от 08.09.2004 г. №1183;

 

 

5) Государственная целевая

 

научно-техническая и социальная программа „Наука в университетах“ на 2008—2012 годы, утвержденная постановлением Кабинета министров Украины от 19.09.2007 г. №1155.

 

 

И это далеко не полный перечень только программных документов по реформированию сферы высшего образования.

 

 

Присоединение Украины в 2005 году к Болонскому процессу определило вектор реформирования высшего образования в направлении интеграции украинской системы высшего образования в общеевропейскую. Однако, несмотря на отдельные сдвиги в этом направлении, кардинальные изменения в отрасли не произошли.

 

 

Как отметил президент Украины В.Янукович в своем выступлении на заседании Общественного гуманитарного совета 26 августа 2010 года, ни одна из образовательных реформ в минувшие годы не была реализована в полном объеме, в результате чего накопилось много проблем, которые необходимо немедленно решать.

 

 

Основной проблемой пробуксовывания реформ в сфере высшего образования, по мнению специалистов, является то, что „университеты остаются низовыми элементами жестко регламентированной, иерархической и централизованной… системы, в которой ответственность за конечный образовательный результат распылена между многими государственными институтами (вследствие чего за качество образования никто не несет ответственности, за исключением случаев, когда нужно найти „стрелочника“), а власть — как центральная, так и местная — и далее имеет все возможности вмешиваться во внутриуниверситетскую жизнь и с „ценными советами“, и с административными прихотями“.

 

 

Такое заключение украинских специалистов корреспондируется с аналитическим заключением директора Центра исследований высшего образования (г. Прага) Хелены Себковой: „...в 70—80-е годы прошлого века ряд национальных систем высшего образования претерпели значительные изменения. Общим для всех стран было существенное сокращение государственного влияния и переход от государственного контроля к самоуправлению вузов...“

 

 

Именно поэтому основной задачей реформы сферы высшего образования является предоставление высшим учебным заведениям реальной автономии, которую, по высказыванию президента Украины на упомянутом выше заседании Общественного гуманитарного совета, уже давно практикуют ведущие университеты Европы и которая является средством для улучшения качества обучения, внедрения состязательности высших учебных заведений и их ответственности за результаты своей работы. О необходимости предоставления высшим учебным заведениям реальной автономии речь идет во всех без исключения программных документах по реформированию высшего образования, принятых за время независимости Украины.

 

 

Для того чтобы понять, что такое автономия для высшего учебного заведения, следует проанализировать основополагающие документы Болонского процесса.

 

 

Так, в предисловии к Лимской декларации, принятой еще 10 сентября 1988 года, указано, что автономия является необходимой предпосылкой выполнения высшими учебными заведениями надлежащих им функций. Сам термин „автономия“ в этой декларации применяется в следующем значении: „это независимость высшего учебного заведения от государства и иных общественных сил в принятии решений относительно внутреннего управления, финансов, администрации, установлении собственной линии поведения в сфере образования, научно-исследовательской работы, преподавания и других, связанных с этим видах деятельности“. „Государства обязаны не вмешиваться в автономию высших учебных заведений и предотвращать вмешательство других сил общества“ — записано в п. 18 Лимской декларации.

 

 

В Эрфуртской декларации 1996 года отмечено, что „государство должно уважать академическую свободу и автономию“.

 

 

В Саламанской конвенции 2001 года принцип автономии высших учебных заведений раскрыт через перечень их прав. „Университеты должны иметь право формировать свою стратегию, выбирать свои приоритеты в обучении и проведении научных исследований, расходовать свои ресурсы, профилировать свои программы и устанавливать собственные критерии для приема профессоров и учеников“. „Непосредственное регулирование, детальный административный и финансовый контроль высшего образования“ расцениваются как тормоз на пути улучшения качества высшего образования.

 

 

Фактически в каждом документе, составляющем „фундамент“ для построения так называемого европейского пространства высшего образования, в той или иной степени речь идет о разных формах автономии высших учебных заведений — финансовой, организационной, научной и т.д.

 

 

Следует также отметить, что сфера высшего образования по своей природе — инновационная отрасль, нуждающаяся в разнообразии взглядов и подходов к проведению научных исследований, преподаванию и управлению. Именно потому, по мнению экспертов, автономия вузов является центральной проблемой реформирования всей сферы высшего образования. „От результата решения проблемы предоставления автономии университетам зависит… без преувеличения, также решение почти всех остальных проблем высшего образования Украины“, уверяют специалисты.

 

 

Подытоживая изложенное, можно сформулировать следующие выводы и предложения в отношении основ реформирования сферы высшего образования в Украине:

 

 

1. Необходимо изменить императивный метод регулирования общественных отношений в сфере высшего образования (метод властных предписаний, субординации, централизованного регулирования, который был доминирующим в Советском Союзе и продолжает доминировать сегодня) на диспозитивный (иначе — метод автономии, координации, децентрализованного регулирования), что означает юридическое равенство сторон (участников общественных отношений) и предусматривает свободу выбора высшими учебными заведениями стратегии и тактики своей уставной деятельности, осуществления ими управления на основах независимости и самоуправления, свободное заключение соглашений с любыми физическими и юридическими лицами и т.д.

 

 

То есть государству необходимо отойти от прямого централизованного регулирования деятельности вузов, приняв такой закон, который только устанавливал бы правовые, организационные, финансовые и прочие основы осуществления образовательной деятельности в Украине. Все остальные вопросы управления сферой высшего образования и конкретными высшими учебными заведениями нужно осуществлять путем рекомендаций, формирования различных стимулов (в том числе налоговых преференций или льгот), через распространение достоверной и объективной информации о вузах, ознакомление граждан (абитуриентов и их родителей) с реальными требованиями и потребностями рынка труда и т.д. Кроме того, одним из таких „рыночных“ методов управления сферой высшего образования и реальным способом повышения качества образовательной деятельности высших учебных заведений мог бы стать объективный и справедливый конкурс на размещение государственного заказа на подготовку специалистов.

 

 

2. Необходимо заменить государственное управление в сфере высшего образования государственно-общественным, предусматривающим передачу части полномочий профильного министерства общественным самоуправляющимся организациям. На первом этапе речь может идти о формировании Государственной аккредитационной комиссии на паритетных началах — из представителей государства, вузов и работодателей.

 

 

Касательно дальнейшей интеграции украинской системы высшего образования в европейское образовательное пространство, то хотелось бы процитировать директора Института высшего образования АПН Украины академика АПН Украины Владимира Лугового: «Имея давние признанные исторические традиции, весомые достижения отечественной высшей школы, следует в построении европейского пространства высшего образования выступать не пассивным объектом адаптации, а активным равноправным субъектом, имеющим право влиять на параметры будущего евроинтеграционного образования».

 

 

От себя же могу пожелать всем высшим учебным заведениям и участникам учебно-воспитательного процесса не оставаться в стороне процессов реформирования высшего образования в Украине, не быть пассивным объектом адаптации, а выступить в ходе строительства украинского пространства высшего образования активным равноправным партнером государства и его институтов, которые имеют право влиять на параметры развития сферы высшего образования в Украине. Только такая позиция может обеспечить обретение высшими учебными заведениями необходимой им автономии, являющейся обязательной предпосылкой повышения качества высшего образования, которое получают в этих вузах наши дети.